Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. В это понятие включают:
- Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
- Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
- Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Нормативные документы
Федеральный уровень
Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Минпросвещения России №219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Памятка «Функциональная грамотность»
(по материалам исследования PISA и Центра оценки качества образования ИНСТРАО)
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) .Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» ( https://fioco.ru/pisa).
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Полезные ресурсы по формированию функциональной грамотности
Федеральный портал Академия Минпросвещения России - https://apkpro.ru/
Федеральный банк заданий по функциональной грамотности -http://https://fg.resh.edu.ru
Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности -http://https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/
Единое содержание общего образования - https://edsoo.ru/
Российская электронная школа. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности- https://fg.resh.edu.ru/?
redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents
Высшая школа экономики
Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций- https://fmc.hse.ru/methodology
Видеолекции по финансовой грамотности- https://fmc.hse.ru/video
Образовательные проекты ПАКК
Изучение финансовой грамотности на уроках математики- https://edu.pacc.ru/finmat/
Изучение финансовой грамотности на уроках информатики- https://edu.pacc.ru/finformatika/
Образовательное кино- https://edu.pacc.ru/kinopacc/
Банк «РОССИЯ» Онлайн-уроки по финансовой грамотности- https://dni-fg.ru/
Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности- https://fincup.ru/
Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Функциональная грамотность- https://prosv.ru/pages/pisa.html
Финансовая грамотность
Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной грамотности:
Методические рекомендации для учителей и родителей
Рекомендации по формированию читательской грамотности
Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
Функциональная грамотность для педагога
Методические рекомендации СИПКРО для педагогов по формированию функциональной грамотности
Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. В это понятие включают:
- Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
- Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
- Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. В это понятие включают:
- Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
- Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
- Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.